Версия сайта для слабовидящих


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат среднего общего образования с. Кепервеем" Билибинского муниципального района Чукотского автономного округа



www.keperveem.school.znaet.ru / Наши учителя / Методическая копилка / Довгопол Людмила Владимировна / Урок Информатики 5 класс. Текст как форма представления информации.
Главная страницаКарта сайта





Урок Информатики 5 класс. Текст как форма представления информации.

К данному уроку прикреплены файлы: "Презентация к уроку" и "Практическая работа к уроку". С ними можно ознакомиться, скачав их. Ссылки на скачивание находятся в конце урока.


ТЕМА УРОКА: Текст как форма представления информации.

 

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

·изучить и закрепить основные понятия текст, текстовая информация

·углубить представление учащихся о формах представления информации;

·акцентировать внимание на тексте как одной из наиболее распространенных форм представления информации;

·акцентировать внимание на смысловом аспекте текста

РАЗВИВАЮЩАЯ:

·логического мышления, памяти, внимания;

·расширение кругозора

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

·развитие познавательного интереса

·воспитание информационной культуры.

 

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний

 

ПЛАН УРОКА

 


1. Организационный момент

 

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Все готовы к уроку, садитесь!

Когда Инфознайка вошел в класс, на доске была записана фраза, которую не до конца стерли. Инфознайка прочитал фразу и подумал, что в отношении информатики ее можно понять как то, что надо:

 

 

 

1) бегать по утрам;

2) от врагов лучше убегать, чем драться;

3) бегать, но все равно останешься на месте;

4) постоянно осваивать новые средства компьютера, чтобы не потерять достигнутый уровень.

Ход урока:

 

1)     Актуализация и проверка усвоения изученного материала:

Мы изучили, что представляет собой компьютер, теперь, мы будем изучать что он умеет делать: с разнообразными областями применения ПК. Но для этого необходимо вспомнить некоторые понятия:

·  Что такое информация?

·  Какие виды информации по способу восприятия вы знаете?

·  Назовите какие вы знаете источники информации?

·  Что такое компьютер?

·  В каком виде представляется инф. В ПК?

·  Что понимается под кодированием информации?

·  Какие формы представления инф вы знаете? ( числовая, символьная, графическая)

·  С какой формой инф человек работает больше всего?

текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации.

 

2)     Объяснение нового материала: Текст как форма представления информации,

 

Очень давно люди изобрели специальную систему знаков для кодирования звуков человеческой речи. Так зародилась письменность. Для этих целей использовали самые разные инструменты. Сначала это были дощечка, глиняные таблички. Им на смену пришли перо и бумага. Работая этими инструментами, человек должен быть очень внимательным, чтоб не допустить ошибки. Одно неосторожное движение пером – и всю страницу придется переписывать заново.

 

Люди всегда стремились не только точно записать смысл сказанного, но и сделать текст художественно выразительным. Например, заглавные буквы в начале повествования красочно разрисовывались, страницы украшались разнообразными орнаментами, придумывались различные шрифты. Появился даже особый вид искусства – каллиграфия.

 

Для того чтобы получить еще один экземпляр рукописи, требовалось переписать ее заново. Поэтому каждая книга становилась самостоятельным произведением искусства

Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобретением книгопечатания.

 

В России первые печатные книги появились в Москве в эпоху Ивана Грозного. Русский первопечатник Иван Федоров отпечатал первую книгу в 1564 г.

Текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации

 

Является ли текстом или текстовой информацией:

1.      Прочитанная басня Н.В. Крылова «Лебедь, щука и рак».

2.      Фотография в альбоме

3.      Написанное вами сочинение.

4.      Схема метрополитена г. Москва

5.      Мнение вашего друга по поводу просмотренного фильма.

6.      Просмотренная картина.

Вывод: таким образом, текст - любое словесное высказывание (написанное, напечатанное, в устной форме).


Любой из вас согласится с тем, как много сил и времени затрачивается на многочисленные записи, которые приходится делать в разных ситуациях. На уроке вы записываете в тетради объяснение учителя; дома – домашнее задание; пишите письма родственникам или друзьям; кто-то занимается литературным творчеством и пр. При ручной записи или даже при использовании пишущей машинки часто неприятной проблемой становится необходимость исправлять ошибки или вносить какие-то изменения в текст. При этом приходится зачеркивать, стирать, заклеивать, что портит вид текста. Необходимость переписывать текст ведет к лишнему расходу бумаги.

   Компьютер коренным образом изменил технологию письма.

Организационная диаграммаКомпьютер, это универсальное средство для работы с текстовой информацией.

С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры. Какие программы вы знаете?

Вопрос: В чем заключается преимущества создания текстового документа с помощью компьютера?

·  быстро и просто вносятся изменения в текст;

·  можно делать сколько угодно исправлений, они будут абсолютно незаметны;

·  можно сделать сколько угодно копий;

·  можно вставлять в текст рисунки, схемы и т.д.;

·можно сохранить текст в памяти компьютера и использовать его в дальнейшем.

 

Что мы называем текстовой информацией? представленная в форме письменного текста

Имея компьютер, можно создавать тексты, не тратя на это бумаги. Носителем текста становится память ЭВМ. Конечно, для длительного его сохранения это должна быть внешняя память – магнитные или оптические диски. Текст на внешних носителях сохраняется в виде файла.

         Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл.

Вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.

Казнить нельзя помиловать.

Рассмотрим всевозможные варианты расстановки запятой и посмотрим как при этом меняется смысл.

Таким образом, всего лишь от одного символа- запятой  зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.

 

Расшифруй предложение

ВОЛКОЗЕЛИСАДИЛИВУРЕКИ.

(волк козел лиса садили иву у реки.)

 

Для компьютера? текст – это последовательность символов, которые он хранит, обрабатывает и передает по информационным каналам.

 

Для человека?  текст – это способ хранения и передачи информации другим людям.

 

№2. Расставь фрагменты так, чтобы получился связный рассказ:

А) Слово и его значение он записал в свою тетрадь.

Б) Он спросил о значении слова у друзей, но они не знали.

В) Тогда он решил найти значение этого слова в энциклопедии, но не нашел.

Г) Читая книгу, Инфознайка встретил незнакомое слово.

         Д) Наконец он вспомнил об Интернете и нашел значение слова.

 

№3  На доске записана текстовая информация: половинки слов. Слова разделены не на слоги. Половинки записаны вразнобой. Ваша задача соединить эти половинки между собой так, чтобы текст состоял из слов.

Курсор, программа,  шрифт, формат, символ, редактирование, принтер, текст

Сколько слов получилось?

IV. Физкультминутка

– Я вам зачитаю текстовую информацию, которая записана у меня в плане урока, а вы запомните ее и действиями передайте мне:

 

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Поморгаем мы немножко.

Постоим, посмотрим в окошко.

Другу руку мы протянем,

Вместе с ним за парту сядем.

 

V. Работа на компьютере:

 

№1. Компьютерный диктант

Информация, компьютер, кодирование, монитор, процессор, программа, формат, курсор

 

№2 Инструкция: слушая внимательно, записывайте только вторую букву каждого слова.  Дальше надо разбить символы на слова, получится строка из хорошо известного вам текста стихотворения. Кто его автор? (Зимнее утро, А.С.Пушкин)

Смола, бок, крыша, поле, узор, лист, усы, молния, клад, иней, сцена, герой, удар, перо, юнга, вьюга, очки, куртка, одеяло, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит.

№4 Исправь ошибки

ЦИПЛЁНОК, КРЫЩА, ПАМЫДОР, КРАКАДИЛ,   ПОРСЁНОК, САММОЛЁД, ЛОЩШАДЪ

№3.

Наберите на клавиатуре буквосочетание ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ. Разделив его пробелами и запятыми, докажите, что оно имеет не мене семи прочтений.

 

Главное на уроке:

Текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации.

 

Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

 

Текстовая информация – это информация, представленная в форме письменного текста.

 

Письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка символов в тексте изменяет его смысл.

Текст удобно создавать, обрабатывать и хранить с помощью компьютера

 Дом задание

Итог урока: таким образом, на сегодняшнем уроке мы углубили знания о формах представления информации, выяснили, что текст – это наиболее распространенная форма представления информации, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь мы будем аккуратнее относиться к работе с текстом, написанию, чтению и формулировке текстовых фрагментов.

 За активную работу на уроке получают оценки: ________________________________

Рефлексия: Выбрать смайлик (из практической работы)

 

Домашнее задание

( подробно разбираем выполнение задания всем классом)

МОРЕ- ГОРЕ –ГОРА- КОРА- КОМА- КУМА- СУМА- СУША

 

 

Дополнительный материал

По адресам ячеек восстанови слово. Слово означает:

1) устройство передачи информации;

2) устройство печати;

3) систему защиты информации;

4) систему обработки графических данных.

 

Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке –

Две или три кнопки.

 

Словно смелый капитан!

А на нем – горит экран.

Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер пишет

И рисует без запинки

Всевозможные картинки.

 

Около дисплея – главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут ... (системным)

 

По клавишам прыг да скок –

Раз-два и готово –

Отстукали слово!

Вот где пальцам физкультура

Это вот – ... (клавиатура)

 

В ней записаны программы

И для мамы, и для папы!

В упаковке, как конфета,

Быстро вертится ... (дискета)

 

 

Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу тащит

И сейчас же буквы, точки,

Запятые – строчка к строчке –

Напечатает картинку

Ловкий мастер

Струйный ... (принтер)

  Практическая работа к уроку.doc

  Презентация к уроку.ppt

    Награды


    Поиск


    Объявления

    Уважаемые родители!
    По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях Билибинского муниципального района просим обращаться к начальнику отдела образования УСП Администрации МО Билибинский муниципальный район Луценко Яне Станиславовне по телефону 8(42738)2-35-07.


                  

    Телефон горячей линии

    8-924-786-22-43

    Телефон педагога- психолога; социального педагога, медицинского работника

    8(42738)2-74-69

    Независимая оценка качества образования


    Географический диктант 2019

    Географический диктант проводится Русским географическим обществом по инициативе Председателя Попечительского Совета Общества, Президента Российской Федерации В.В.Путина ежегодно с 2015 года. Его основной целью является популяризация географических знаний и повышение интереса к географии России среди населения.
    В этом году Географический диктант состоится 27 октября.
    Стать участником Диктанта можно, обратившись на площадку в школе.
    Участие в Диктанте является добровольным и бесплатным.


    © 2005-2019
    Направление.RU
    Веб-офис - система управления сайтомредактировать содержание сайта
    Адрес: Чукотский АО, Билибинский район,
    с. Кепервеем, ул. Комарова, д.16
    Телефон:  8(42738)-27-469 ; 8-924-786-22-43
    Факс: 8(42738)-27-378
    E-mail:

    Проезд: пригородным автобусом Билибино -Кепервеем, до остановки "Аэропорт"